Наталья Комарова - Алтын-Алма News

Наталья Комарова

«Нужно сохранять культуру и духовность».

О многогранной и многоталантливой личности Натальи Комаровой в двух словах не расскажешь. Она создала ансамбли «Казачья песня», «Уральцы», детский ансамбль «Яикушка». Творческие коллективы под ее руководством были желанными гостями на фестивалях Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Оренбурга, станицы Вешенской. Но главная сила Натальи Владимировны – это Уральск, старинный городок, притянувший ее зовом казачьей крови.

Наталья Комарова, родившаяся на вольном бреге Иртыша, готовила себя к совершенно другой карьере – оперной или опереточной певицы. Но судьба решила по-другому. После окончания в 1976 году музыкального училища она поехала в Москву поступать в консерваторию. И опоздание на экзамен, в результате которого она услышала слова «Приезжайте на следующий год», определило дальнейшую судьбу Натальи Владимировны.

– Какая-то сила тащила меня в Уральск. Как только мы в 1973 году переехали сюда из Семипалатинска, я влюбилась в этот город. Сыграло свою роль и то, что я в то время упивалась «Тихим Доном», и все приметы казачьей старины, угадывавшиеся в быту уральцев, были мне близки. Я тогда не знала, что во мне две казачьей крови – донская и семиреченская. В семье об этом не говорили, нельзя было. Но песни пелись, хотя слово «казак» никто не произносил. Не поступив в Москву, я вернулась в Уральск, не иначе, как по Божьему провидению. В Уральске устроилась на работу в музыкальную студию ДК железнодорожников, ныне ДК Молодежи, – сказала Наталья Комарова.

В Уральске Наталья Владимировна создала семью, в 1977 году родилась первая доченька. Жила молодая семья трудно, бытовые и материальные условия вносили свои коррективы. Но со всеми трудностями справлялись достойно, хотя декрета у новоиспеченнй мамочки фактически не было, Наталья Комарова вышла на работу, как только дочке исполнилось полгодика.

– Директором ДК в то время был Юрий Зеленцов (ветеран культуры, долгое время возглавлял уральский театр драмы имени А.Н. Островского – прим.авт.), он предложил мне организовать фольклорный ансамбль, – вспоминает Наталья Владимировна. –Нашлись и певицы – работницы локомотивного депо, женщины в возрасте примерно от 40 лет и старше. И у нас образовался коллектив русской песни. Мы пели известные песни «Оренбургский пуховый платок», «И кто его знает», русские народные, а казачьих не было. И вот однажды Александра Петровна Матвеева и Любовь Дмитриевна Белая ждали меня на репетицию. Я иду и слышу, поют они что-то неизвестное и про казаков, да так поют на два голоса, что заслушаться можно! Подступила с расспросами, а они отмахиваются – да, мол, наше, старинное. Оказалось, эта песня уральских казаков. И я взяла ее в репертуар. Тем более, что, выйдя замуж, тоже попала в семью уральских казаков.

О казачьих песнях Наталья Владимировна расспрашивала и свою свекровь. И с каждой новой песней для нее открывался богатейший кладезь уральской казачьей культуры, драгоценные крупинки казачьего фольклора и музыкального искусства, которое, казалось бы, навсегда сгинуло в жерновах Гражданской войны. Но бережно хранимое в казачьих семьях, в памяти народной оно, казалось бы, ждало своего хранителя, который поможет вновь зазвучать живой казачьей песни. Этим хранителем и стала Наталья Владимировна Комарова. Коллектив под руководством Натальи Владимировны выступил на первом концерте, где исполнил несколько казачьих песен. Это было в 1986 году. А в 1987 ансамбль уже поехал в Алматы на свой первый фестиваль, уже от уральских казаков. Делегацию возглавил известный в нашей области, ныне покойный Юрий Баев, в составе был известный писатель, краевед Николай Чесноков.

– И наш ансамбль назвали «Казачья песня», – продолжает рассказывать Наталья Владимировна. – Нас было 7 человек, коллектив был интернациональным, были и казаки, и казахи, и русские, главное – это голос и талант. Далее мы стали расти, в 1988 году нас соединили с вокальной группой ДК «Ремзавод», мы поехали на фестиваль «Вместе – дружная семья» в Алматы. Там мы впервые спели «На краю Руси обширной». Мы были награждены дипломом Союза композиторов Советского Союза. А в 1990 году мы защитили звание народного ансамбля.

Но сокрытое наследие казачьей песенной культуры бередило впечатлительную душу Натальи Комаровой. Однажды она повезла своих подросших дочерей в Семипалатинск, и там подступилась к родне, как же так получилось, что ей не сказали о главном – происхождении из казачьего рода? Родные рассказали, что дед Натальи Владимировны – донской казак, а бабушка Агафья Белокопытова – семиреченская казачка.

– А потом за столом как запели… И это был настоящий хор, хоть без подготовки и репетиций. Они спели «Ехали казаки», «Еще с вечера все дождь» и другие старинные казачьи песни. Я таких песен не слышала никогда, схватила тетрадь и начала записывать эти песни по нотам, а потом бабушка мне надиктовывала слова. Когда я вернулась в Уральск, мы в своем ансамбле «Казачья песня» все их разучили. Так Господь указал мне путь, – сказала Наталья Владимировна.

Далее, как рассказывает Наталья Владимировна, в 1992 году ансамбль волею случая распался, и она из ДК ушла работать в школу учителем музыки. Но без творчества не могла. Так появился детский ансамбль «Яикушка», с которым Наталья Владимировна в 1995 году поехала в Анапу на фестиваль «Казачок».

– Нас взяли под шефство уральские казаки во главе с атаманом Качалиным. Эти детки, с которыми мы ездили на фестиваль, уже выросли, они сами стали родителями, но до сих пор вспоминают ту поездку, как мы целый месяц жили на берегу моря, грелись под жарким южным солнцем и объедались виноградом. На следующий год «Яикушке» будет 30 лет. В «Яикушке» прошло пять поколений, все выпускники состоялись в жизни, многие так и занимаются музыкой, обучают детей. Все они меня помнят, мы поддерживаем отношения, общаемся, – рассказывает Наталья Комарова.

В 1997 году появилась идея возродить ансамбль «Казачья песня». Во многом это произошло благодаря соратнице Натальи Владимировны, участнице ансамбля «Уральцы» Елене Пудиковой, которая приводила в ансамбль «Яикушка» свою внучку Анюту. Она и подсказала возродить «Казачью песню». И все получилось – набрался новый коллектив, позже присоединились и те, кто был в старом составе ансамбля. Ансамбль «Казачья песня» отпраздновал 25 лет в 2012 году. После этого события участники ансамбля приняли решение прекратить совместную деятельность.

Но творческая стезя Натальи Комаровой не была завершена. Ее энергия и талант требовали выхода. И находили его. Еще ранее, когда вместе с ансамблем «Казачья песня» Наталья Владимировна принимала участие в различных фестивалях, ей подсказали, что было бы хорошим решением создать мужской вокальный коллектив. Эта мысль упала на благодатную почву, и Н.Комарова решила поработать с мужским коллективом. Так появился ансамбль «Уральцы». В ансамбль пришли повзрослевшие бывшие участники «Яикушки», которые желали продолжить свое музыкальное становление под руководством Натальи Владимировны. Набралось пять человек. В 2013 году «Уральцев» пригласили в Ульяновск, выступили они там просто феерически! Постепенно, как отметила Наталья Комарова, ансамбль начал прирастать людьми, появились и женские голоса. Позже из женского состава ансамбля сложился коллектив «Уралка».

Наталья Владимировна Комарова считает себя счастливым человеком, как в творчестве, так и в личной жизни. Женское счастье она обрела рядом с певцом и музыкантом Рафаилом, неизменным участником коллектива «Уральцы».

Сегодня ансамбль «Уральцы» хорошо знают не только в Уральске, но и в других городах Казахстана, а также Российской Федерации. Коллектив является ключевым в ежегодном фестивале казачьей песни, посвященном Дню Архангела Михаила. Фестиваль существует с 2001 года, и все это время его бессменным организатором является Наталья Владимировна Комарова. В этом году фестивалю казачьей песни ко Дню Архангела Михаила исполняется 20 лет.

– В этом году нас ожидает юбилейный концерт, его нужно провести с достоинством, – отмечает Наталья Комарова. – Ждем казачьи коллективы из других городов Казахстана. Надеемся, что эпидемиологическая ситуация будет благоприятной, Уральск так и останется в зеленой зоне, и не возникнет никаких препятствий к проведению фестиваля. Такие мероприятия очень важны, поскольку они несут в себе идею культуры и духовности. А эти два понятия сегодня неразрывно связаны, они составляют основу нравственности, человечности. И духовность важна для сохранения казачьей культуры, традиций, это основное направление, где может сохраниться наша историческая общность и самобытность, которую мы должны донести до последующих поколений.

 

Мила БОГАТЫРЁВА,
Фото из личного архива респондента

Убрать рекламу Убрать рекламу

Анонс

19 марта 2022

ДК Атамекен (апрель)

17 марта 2022

ПРЕСС-РЕЛИЗ областной художественной выставки «Наурыз нақыштары»

12 марта 2022

ДК Атамекен (март)

10 марта 2022

Весенние вечорки, 12 марта, 15.00

10 марта 2022

Состоится День духовной книги

27 февраля 2022

Валерий Леонтьев, 27 марта

27 февраля 2022

Театр им. Островского, Репертуар на март 2022 г.

3 февраля 2022

Театр им. Островского, Репертуар на февраль 2022 г.

15 января 2022

ДК Атамекен (март, апрель)

29 декабря 2021

10 января — музыкально-литературный перформанс «Метель»