Оксана Малуша: - Алтын-Алма News

Оксана Малуша:

«В моей жизни всё благодаря Божественному провидению»

Оксана Михайловна Малуша в представлении не нуждается – главного режиссера драматического театра имени А.Н. Островского – старейшего театра республики – хорошо знают не только в нашей области, но и во всем Казахстане, а также в соседней России. О жизни и творчестве Оксана Михайловна рассказала порталу «Алтын Алма news»

В прошлом году Оксана Малуша встретила знаковый юбилей – 50 лет. Во всех культурах считается, что 50 лет – это своего рода промежуточный, переходный период, когда, условно говоря, половина жизни уже пройдена, и человек подходит к важному рубежу с определенным багажом жизненного опыта, оставшегося позади. Но Оксана Михайловна – не из тех людей, которые оглядываются назад, она не любит почивать на лаврах и думать, что всё уже достигнуто. Её, как по-настоящему творческого человека, всегда влечет свет несказанного, всего того, что можно и нужно еще сделать. И этот объем работы – ох какой нелегкий! Обязанности главного режиссера театра, ответственность за юные дарования, обучающиеся в театральной студии «Волшебная рампа» при ДМШ № 1 и детском театральном кружке «Радость» Центра внешкольной работы, умение быть добрым другом каждому, с кем свела судьба, быть любящей женой и мамой.

Оксана Малуша – продолжательница традиций одной из известных трудовых династий театра имени А.Н. Островского. Ее родители – ныне покойные Лариса Семеновна Муха и Михаил Андреевич Сорокин долго служили в Уральском театре. Лариса Семеновна отдала театральной сцене почти 50 лет своей жизни. В театре города Камышина служил заместителем директора дед Оксаны Михайловны – Андрей Сорокин.

Сама Оксана Михайловна впервые переступила порог драмтеатра имени А.Н. Островского еще в младенчестве. Точнее, переехала в коляске – трехмесячную малышку взяли с собой родители, которым в 70-х годах прошлого столетия дали место в провинциальном театре.

– У меня нет как таковых детских воспоминаний о театре. Он всегда со мной, и для меня быть в театре так же естественно, как для людей естественно дышать, видеть. У меня просто не было других воспоминаний, вне театра. Не было какого-то порога, Рубикона –театр всегда был со мной. И я себя здесь чувствую, как в своем доме. И отношусь к нему так же, с любовью и заботой. Я остро переживаю, если здесь идет что-то не так, болезненно воспринимаю пренебрежительное к нему отношение. Когда кто-то уходит из коллектива, по своим мотивам, для меня это рубец на сердце. Театр – это тоже большая семья со своими правилами. Я чувствую родственную, кровную связь со всеми, кто в театре служит. И очень благодарна тем, кто многое делает для театра и его коллектива, – сказала Оксана Михайловна.

Казалось бы – вот судьба, которая тебя выбирает с младенчества, когда сцена буквально зовет, тянет в профессию! Но не все так просто было для Оксаны Михайловны в начале ее взрослого, самостоятельного пути. Повинуясь воле родителей, которые строго возражали против того, чтобы дочка хоть в какой-то мере связала себя с театральной профессией, юная Оксана пошла осваивать «серьезную» специальность – медицину. Затем, поняв, что это не то, чем хочется заниматься всю жизнь, – закончила истфак и чуть не связала свою судьбу с юриспруденцией. Но несмотря на то, что умной и сметливой девушке учеба давалась легко и где-то была даже интересной – ощущение собственной неприкаянности и тоски по любимому театру ощущалось с каждым днем все сильнее. Позже, спустя больше 20 лет, она скажет: «Я всегда ощущала, что мое место именно здесь».

Оксана Малуша понимала с одной стороны, почему родители так желали оградить ее от службы в театре – искусством много не заработаешь, не выгадаешь барыш, не приобретешь сказочный достаток. Неслучайно говорят, что служат только в церкви и в театре, потому что и в том, и в другом случае это нравственный выбор сердца, не основанный на тяге к материальным благам.

Сегодня срок служения в театре Оксаны Михайловны перешагнул профессиональный юбилей – 25 лет. А в то время она думала, что дорога в театр ей уже закрыта, ведь столько времени, столько возможностей было упущено! Но, как вспоминает Оксана Михайловна, по воле Божьей и по приглашению Евгения Абрамяна, который в то время был в театре имени А.Н. Островского главным режиссером, ее приняли во вспомогательный состав. А на ближайшем новогоднем празднике новую артистку попросили исполнить роль Снегурочки, так как в театре был кадровый дефицит, а молодежи на сцене и вовсе не было. И глядя, как новенькая талантливо справляется с большим количеством детей, приглашенных на елку, как всех организовывает, руководство предложило девушке постоянную работу в театре.

1994 год для Оксаны Михайловны стал во многом судьбоносным: это не только начало ее служения в театре, но и зарождение детской театральной студии «Волшебная рампа».

– В конце театрального сезона 1994 года произошло знакомство с педагогами Натальей Федоровной Добрянской и Любовью Константиновной Мутагаровой, которые предложили мне прийти работать на театральное отделение, открывающееся в ДМШ № 1. И с 1 сентября 1994 года я стала там работать преподавателем, а в декабре 1994 года мы объявили о создании детского театра «Волшебная рампа». А в ЦВР, тогда это еще был Дом пионеров, я трудилась еще до того, как меня взяли в театр, занималась с детьми. И если театральная студия – это больше учебный процесс, то в детский театр ходили студийцы, которые уже проявили себя, кому нравилось и было интересно учиться, – вспоминает Оксана Михайловна.

Позже Оксана Малуша пришла учиться в театральную студию педагога Сергея Попова, который также служил в драматическом театре имени А.Н. Островского. Эту студию посещали многие именитые артисты современного театра – Виталий Котельников, Илья Таранов, а также Марк Ларин, с которым Оксана Малуша обрела не только творческое, но и личное счастье.

– Я благодарна Сергею Николаевичу Попову, который принял меня учиться, несмотря на то, что я была в ту пору старше остальных учеников – им было примерно 18 лет, а мне уже 24. И когда он уезжал на сессию, а он учился заочно на режиссерском факультете, то оставлял меня за старшую в группе, чтобы занятия не прекращались. Это очень пригодилось мне потом в организаторской и педагогической работе, – сказала Оксана Михайловна. – А Марк был очень заметный, одаренный среди всех. Когда его увидели на экзамене, главный режиссер и директор его отметили и сразу пригласили в театр актером. Он себя сразу проявил как весьма незаурядный, интересный и талантливый человек. После обучения в студии, в 1997 году я поступила на режиссерский факультет, так как поняла, что нашла дело, которым бы хотела заниматься всю жизнь. Сегодня, как режиссер, я искренне благодарна нашему с Марком преподавателю, мастеру А.И. Золотухину. В профессии это мой главный Учитель с большой буквы.

Оксану Михайловну без преувеличения любят все, кто ее знает, с кем свела судьба. А более всего – ее ученики и воспитанники. Как режиссер, Оксана Малуша не боится браться за сложный материал, на сцене использует как классические приемы постановки, так и новаторские. Но всегда следует в своей работе высказыванию Михаила Семеновича Щепкина: «Священнодействуй или убирайся вон». Это высказывание долгое время было девизом Театрального института имени Б. Щукина.

– Я пытаюсь служить честно и задумываться о том, чтобы это было на пользу. Сейчас в искусстве можно всё. Но в первую очередь нужно думать о пользе, о том, что извлечет из этого зритель. Сродни с врачебным «Не навреди». Это тоже важный критерий, который должен быть, ибо искусство не должно превращаться в безумие. И театр должен быть некой санитарной зоной от всего того, что сейчас происходит в мире. Мне хочется, чтобы люди приходили сюда за чистым и настоящим, обмануть их нельзя. Поэтому мы должны быть правдивыми, искренними и живыми, и откликаться на то, что происходит. Да, у каждого своя правда, но хочется, чтобы эта правда соизмерялась с какими-то духовными и нравственными законами, – уверена Оксана Михайловна.

Личный вывод счастья для Оксаны Малуша – возможность честно работать, служить без оглядок на чужое мнение и быть в ладу со своей совестью. Нужно буквально пройти огонь, воду и медные трубы. И тем ценнее, когда эти усилия находят отклик у зрителя и у культурной общественности, значит все было не зря. Оксана Михайловна с теплотой вспоминает, как первую статью о ней написала Наталья Рудер, это была рецензия «Дикарка» не из варягов» на ее первую большую роль в спектакле по пьесе А.Н. Островского. Очень тепло писала о ее работе ныне покойная Татьяна Николаевна Азовская. Писали и другие корифеи журналистики, как незабвенный Борис Борисович Пышкин. Много замечательных статей ей посвятили знаменитые журналисты современности Анна Панищева, Галина Каренских, Алла Литвинчук. Но для Оксаны Михайловны это никогда не было поводом возгордиться, наоборот – печатное слово превращалось в огромную ответственность, которую нужно оправдать.

– Я уверена, что всё это в моей жизни произошло лишь благодаря Божественному провидению, я молила, чтобы Бог дал мне шанс реализовать себя, и благодарна, что все свершилось по молитвам, – поделилась Оксана Малуша. – И сегодня я благодарю Бога за каждый день своей жизни. Это важно, я считаю – быть благодарным и счастливым. У нас, к сожалению, не все умеют просто быть счастливыми, у некоторых людей есть потребность страдать и чувствовать себя жертвами, жаловаться. Что есть семья? Когда человек чувствует себя ответственным за своих близких. У кого-то это супруги, родители, дети, а в моем случае – это еще и театр, артисты, за которых я чувствую свою ответственность, переживаю за них и радуюсь их успехам. Семья – это люди, за которых ты несешь ответственность не по должностным обязанностям, а по зову сердца. Я не могу говорить о себе, как о хорошей матери, поскольку не уделяю своим детям все 24 часа в сутки: большую часть времени занимает работа. Но я стараюсь – стараюсь быть хорошей матерью, женой, верной подругой. Мне очень важен дом, туда направлены все мои усилия. Мой старший сын Родион работает в театре звукорежиссером. Подрастает дочка Вера, школьница. Это счастье, что у меня есть дети. Я считаю, что Господь меня благословил, подарив такое счастье, которое каждый будничный день в нашем доме превращает в праздник. Детей мы любим очень сильно. Если и бывают какие-то трудности, сложности, то они все равно преодолимы.

Всегда непривычно слышать от друзей, окружающих: «Вот, ты уже состоялась во всем». Сразу начинаю думать: «Разве это все?». Нет, нужно развиваться дальше во всем, хочу стать лучше… Нет такого, чтобы просто почивать на лаврах. А женщина я счастливая, потому что рядом со мной человек, который мне очень дорог, который стал мне хорошим другом. Марк не только мой супруг, но еще и коллега. У него много положительных качеств. Одна знакомая даже сказала: «Ты себе его с елки сняла». Что важно для женщины? Ей важно чувствовать гордость за мужчину, восторгаться им. Также он прекрасный педагог – терпеливый, великодушный, корректный. И детский театр стал нашим общим делом. А когда можешь сделать что-то общее, тогда жизнь обретает новый смысл, это становится залогом счастья.

 

Галина САМОЙЛОВА, заведующая литературной частью театра
Фото с официального сайта Уральского драматического театра имени А.Н. Островского и из личного архива героини

Убрать рекламу Убрать рекламу

Анонс

19 марта 2022

ДК Атамекен (апрель)

17 марта 2022

ПРЕСС-РЕЛИЗ областной художественной выставки «Наурыз нақыштары»

12 марта 2022

ДК Атамекен (март)

10 марта 2022

Весенние вечорки, 12 марта, 15.00

10 марта 2022

Состоится День духовной книги

27 февраля 2022

Валерий Леонтьев, 27 марта

27 февраля 2022

Театр им. Островского, Репертуар на март 2022 г.

3 февраля 2022

Театр им. Островского, Репертуар на февраль 2022 г.

15 января 2022

ДК Атамекен (март, апрель)

29 декабря 2021

10 января — музыкально-литературный перформанс «Метель»